Сегодня я хотела поговорить с вами о фильмах ужасов. В воскресение я ходила на Синистер, вчера читала рецензии на этот фильм, а сегодня обсуждала его с Сирией. И в результате поняла, что эта тема волнует меня гораздо больше, чем должна.
Я тут накатала так много всего, что, пожалуй, уберу эту графоманию под кат. И буду рада, если кто-то из таких же любителей ужастиков, как и я, поделится своим мнением.)
читать дальшеЯ смотрю ужастики с 12 лет, и за это время пересмотрела практически все достойные ленты жанра хоррора, мистики и триллера. Чем больше я смотрю их, тем яснее понимаю, что Голливуд разучился снимать достойные фильмы ужасов, у японцев лучше всего получается передать ту напряженную атмосферу панического страха, от которого конечности отнимаются, а испанцы довольно часто попадают если не в десятку, то в 8-9 удачными идеями. К слову, более оригинальными, чем те же фильмы производства США.
Да, у меня есть несколько своих любимых фильмов этого жанра, но если судить объективно, то в список любимых они попали, скорее, в виде дани традициям, а не из-за того, что лента была достаточно пугающей. На самом деле, придумать оригинальный сюжет без повторов и клише, и воплотить его в жизнь так, чтобы у зрителей еще неделю поджилки тряслись, безумно сложно.
Я не из трусливых людей, и из банальных страхов боюсь только одной вещи - реального вида настоящей человеческой крови. Особенно моей. Где-то здесь я об этом уже писала, поэтому не буду заострять на этом внимание, только, опережая вопросы, скажу, что кровь в фильмах переношу совершенно спокойно, так как знаю, что это все ненастоящее, а к впечатлительным людям я себя не отношу. Ту же Пилу, например, я могу хладнокровно смотреть, не обращая внимание на реки крови и изощренные способы убийств, а вот стоит мне порезать палец - и начинается паника.
Возвращаемся к фильмам ужасов. Последний, который меня действительно испугал и впечатлил - это Астрал. Там было все то, что я так люблю - мистика, напряжение, загадка (вполне предсказуемая, но все же), атмосфера вкрадчивого страха, который вливается в тебя по капле каждую минуту фильма, а в конце взрывается дрожащими коленками на протяжении целой недели. Но это скорее приятное исключение из правила, чем постоянство. А жаль, если бы хотя бы половина ужастиков была такой же, как Астрал, смотреть их было бы в разы интереснее.
Вспомним классику - тот же Фредди Крюгер тоже был не самым веселым фильмом. Пускай за все эти семь или восемь частей развитие сюжета можно было предугадать со средины фильма, зато какой потрясающий там был главный герой. Картины о Фредди можно любить уже за одного Фредди - за этот цельный образ злодея, за его историю, за мотивы и.. ну, допустим, стиль. Что же у нас в современных ужастиках? Великое зло, которое убивает только потому что оно великое и злое, которое пугает резкими звуками, неясными силуэтами и шевелящимися отражениями. Таким фильмам не хватает истории, той самой базы, фундамента, от которой отталкивается главное зло всея фильма и на котором строится та непередаваемая составляющая, заставляющая сжиматься от страха. Потому и фильмы получаются посредственными.
Отдельно хочу сказать о резких моментах. Я вообще не считаю за полноценные фильмы ужасов те, в которых все напряжение и "scary element" строится на резких звуках, внезапном появлении в кадре главгада и прочих "БУ!". Тут зритель боится чисто рефлекторно, неосознанно, срабатывает, скорее, защитный рефлекс чем настоящий выброс адреналина. Страх, которым запугивают, должен базироваться, как я уже сказала, на самой атмосфере. Чтобы человеку было страшно от неизвестности происходящего, от реальности. Чтобы он хоть и осознавал, что даже длинное тощее и прозрачное привидение нереально, но все равно боялся, что оно все равно может выползти из телевизора и сожрать ночью его кости. Возможно, я избалована Сайлент Хиллом и таким количеством просмотренных фильмов, но мне, как среднестатистическому зрителю, не хватает именно этого.
Сайлент Хилл. Моя больная тема. Еще когда в далеком 2006 (это было так давно? даже не верится) вышла экранизация первой игры, я, как и большинство фанатов СХ-франшизы, дико боялись, что Голливуд испортит замечательную идею. Так, в принципе, и произошло, хотя я и сейчас старательно заставляю себя воспринимать муви-версию как отдельное творение, относящееся к миру Тихого Холма только названием. Думаю, все любители комиксов или книг, чьи экранизации прошли через такое же печальное воплощение, меня прекрасно понимают. При этом на СХ2 я шла с неплохим таким энтузиазмом, хоть и заранее плевалась ядом на дебилов-сценаристов, которые полностью испоганили образ Винсента и слишком рано слили очаровательного Дугласа (одного из немногих персонажей СХ-вселенной, у которого есть шарм во всех смыслах этого слова). Да, фильм оправдал мои худшие ожидания, но опять же, если на секунду притвориться, что я не играла в игру, и воспринимать его как отдельную историю, как фильм ужасов он неплох. Хватает и резких моментов, и киноляпов, но пугающая атмосфера, в принципе, тоже присутствует. Что спасает фильм лично в моих глазах.
При этом меня искренне удивляют люди, которые СХ2 поливают говном, а Синистер одобряют. Возможно, это все чувства ущемленного фаната, но я правда считаю, что история о Тихом Холме интереснее, чем предсказуемый рассказ о писателе-алкоголике, которого убил собственный ребенок.
В общем, смысл сия опуса состоял в том, что разучились современные люди снимать качественные и страшные фильмы ужасов. А жаль, отрасль-то перспективная.
Да, если кто-нибудь поделится своими любимыми ужастиками, я буду только рада. Давно уже хочется посмотреть что-нибудь новое и интересное.)
@музыка:
My Chemical Romance – Famous Last Words
@настроение:
отвлекаюсь
@темы:
brand new day,
moviefan
Еще заметила, что фильмы, снятые на любительскую камеру, не могут погрузить в себя. Хоть я и не визуал. Может быть, такой вид съемки просто подразумевает особенности сюжета, которые не по мне: постоянное стороннее наблюдение, не получается почувствовать себя в происходящем. Это какая-то безысходность. Дали - смотри. Поэтому "Паранормальное явление", "ЗЛО", "Расхитители могил" - мимо.
Еще хотелось бы узнать ваше мнение о "Зеркалах". Считаю этот фильм достаточно высокоуровневым, хоть и не лишенным чисто "ужастиковой" идиотской логики. Да, там совершенно трешевые 20 минут в конце, но если на них закрыть глаза, то фильм держит в напряжении и атмосферой, и визуальным рядом, а еще там композитор, ах, вспомнить бы... Наваррете, Хавьер Наваррете. Я влюблена в него после просмотра "Лабиринта Фавна" и совершенно неземной колыбельной, играющей там.
Вообще так много фильмов ужаса проходит перед глазами, я думаю со следующего года вести список. Вот недавно смотрела "Мертвую тишину", там тема кукол затронута, думала, что буду толком пугаться. А вышло так, что через месяц даже название с трудом вспоминаю. Весь фильм - как замкнутый круг, ну никакого развития.
Если немного отойти от жанра "ужасы", то я бы выделила "Малхолланд Драйв" Линча. Это потрясающе. Это такое напряжение, которого я очень давно не чувствовала. Страшно смотреть о том, каким жутким может быть мир внутри человека без всяких паранормальных явлений.
со мной можно на "ты", если хотите.)
Японское "Проклятие" я смотрела уже после того, как мне на глаза по телевизору попался американский римейк. И японская версия мне нравится гораздо больше, как и другие фильмы ужасов производства этой страны. Да, вот действительно, японцы умеют создавать такую атмосферу страха, в которой присутствует не нервное ожидание кровавых разборок, а именно сознательный или подсознательный, практически первобытный, не вполне объяснимый ужас потустороннего. Вот это иррациональное и мистическое "нечто" японцам удается передать гораздо лучше, чем американцам, если говорить о странах.) Тот же, допустим, "Звонок" мне тоже нравится больше в японском варианте, хотя я читала книгу, по мотивам которой, собственно, и был снят фильм, и из первоисточника в фильме разве что идея с кассетой и имя главной героини. Сама же книга, хоть и написана немного в другом жанре, пугает не меньше фильма.)
По поводу любительских камер - полностью согласна и поддерживаю. Хоть этим способом и стремятся передать максимально приближенный к реальности эффект, но на меня он, почему-то, производит совершенно обратное впечатление. И совсем не пугает. "Паранормальное явление" я смотрела только первое, да и то прощелкала по сценам, потому что изначально мне было скучно и неинтересно. Хочу ради интереса посмотреть второе, может, я просто слишком поспешила с выводами.)
"Зеркала" смотрела обе части, первая мне понравилась больше, хотя я смутно помню подробности фильма, потому что это было довольно давно, а концовка меня рассмешила. Но да, если смотреть в целом, то и атмосфера, и визуальный ряд мне понравились. Насколько я знаю, это тоже римейк, но уже корейского ужастика, который я тоже хотела посмотреть, но после разочаровавшей меня второй части отложила на потом.
Линч у меня уже давно стоит в списке "на посмотреть", но почему-то я все не успеваю до него добраться.( а вообще очень здорово встретить человека, который разделяет интерес к фильмам ужасов.)